Статья исполнительного директора школы и/м Спиридона
О чем могут говорить человеку языки пламени? Это вопрос –размышление.
Сидя в лесу у вечернего костра в день учителя, когда позади остались радостные переживания дня, я вспомнил своих учителей, тех, что вели меня к моему будущему, вернее уже сегодняшнему. Нет, я не мечтал стал учителем с детства, но я мечтал о…. семье. Большой семье! И она у меня есть. Наша большая и дружная Клещевская семья! Я мечтал стал журналистом. А стал учителем – словесником. В последний момент. Прямо перед экзаменами, потому что появилась возможность сдать выпускной одновременно со вступительным, да и мама сказала, что у нее есть знакомая журналист с педобразованием. Сдал, поступил. А на 2 -3 курсах я понял: дети – это мое! И стал учителем. Вернее, еще не стал. А когда пришел работать в школу и познакомился с педколлективом, вот тогда потихоньку стал становиться, изучая живой педагогический опыт учителей – наставников и вспоминая своих собственных учителей…
Языки пламени весело и как-то неистово радостно лизали ветки березы, отчего она дымилась приятным смолистым запахом, напоминавшим те походные костры…
…Александр Юрьевич Цветков, мой Классный! руководитель и учитель физкультуры.Сколько километров по Подмосковным лесам мы с ним прошли?! А потом были горы. Настоящий 2х недельный поход на перевал Софийское седло в районе города Черкесска. Это было незабываемо! А еще нам, школьникам, нравились ночные походы. Бывало в 18 часов собирались у школы, шли по вечерней Москве до ближайшей платформы Люблино, садились на электричку до платформы Правда, высаживались – и далее по лесу шли с фонариками всю ночь! Красотища! Как правило, это был сентябрь, еще тепло, нас было человек 20, кто-то брал гитару – и так и шли: с песнями, шутками, смехом. А потом в 2 часа ночи бывал привал с костром, картошкой, чаем, бутербродами, консервами – и с песнями у костра! Передохнув, вставали часа в 4 и шли до утра. Как правило, в 8 часов я уже спал без сил, утомленный, пропахнувший костровым дымом, наскоро уже дома попив чайку, приняв душ – и провалившись в глубокий сон, даже во сне еще куда-то бредя по ночному лесу. Его все уважали, это была сильная Личность, и он стоял за нас горой. Помню, я приходил в неописуемый восторг от того, что он мог перерисовать топографическую карту со всеми обозначениями пользуясь только простым карандашом без угольника и линейки, при этом все линии были четкие и ровные, при этом карта лежала рядом и он только на нее смотрел. Он был очень сильный. А оранжевый пояс по карате делал его в наших глазах почти неуязвимым для предполагаемых врагов. К сожалению, невозможность прокормить семью на нищенскую учительскую зарплату заставила его уйти из школы, как только он нас выпустил…
…Костер постепенно догорал, угли давали сухой, здоровый и приятный жар, и уходить не хотелось. Подбросил еще веток, пламя взметнулось вверх, заиграло, заплясало, отбрасывая неровные отблески на траву и деревья. Вечерело. Солнце постепенно закатилось за горизонт, с земли стала подниматься сырость, похолодало. Подсел поближе к костру, повернулся спиной – и вспомнил…
Алексей Сергеевич (фамилию сейчас и не вспомню).Мастер. Педагог. Учитель с большой буквы. К сожалению, он умер через полгода как я с его же помощью поступил в лицей в 10 классе. А сколько он дал знаний даже за эти полгода! В его кабинете была всегда особая атмосфера. Да, он был учителем литературы. Две последние парты всегда сдвинуты и на них аккуратными стопками лежали горы книг. Он учил нас думать, мыслить, очень интересно рассказывал, учил нас работать над словом. Вечная память рабу Божиему Алексею!
Надежда Петровна, ярая коммунистка, отличный педагог, когда с ней прощались (она вышла замуж и уезжала в другую страну), девушки плакали, мальчишки глотали комок, подступивший к горлу, запивая горечь разлуки чаем и заедая тортом по этому случаю специально купленным. Она заставила нас полюбить историю и свой предмет. Она уважала наше мнение; одно условие: оно должно быть доказанным и аргументированным. Она любила, когда мы с ней спорили, ибо это был уже 1991 – 92 год, многие архивы открылись, появились новые источники, раннее засекреченные. На переменах перед ее уроком мы простаивали перед картами, изучая изображенные события, нам было это интересно, ибо мы умели их читать. Факты, даты, события, имена выдающихся людей эпохи – мы все это должны были знать наизусть, а диктант по датам и терминам не оставлял других вариантов. Для нас не выполнить домашнее задание и за это получить 2 было чем-то запредельным, табу. Не для этого мы поступали в лицей. А засиживаться приходилось порой и за полночь…
…пошевелил прогоревшие ветки, подкинул новые, прислушался к звукам засыпающего леса – почти ничего уже не было видно, пора было уже собираться, но еще хотелось побыть наедине с осенним лесом, а память вдруг преподнесла сюрприз…
…Татьяна Николаевна, наша классная, учитель математики, хороший учитель, но что-то у нее дома не ладилось и это не давало ей с головой уйти в работу. Однажды я вышел из класса, громко хлопнув дверью – я не любил, когда на нас в 11 классе как на маленьких…а причина была в пропуске …политинформации – был такой формат в советской школе. Нужно было купить одну из центральных газет и рассказать об интересных событиях в стране и мире. Так вот мы пропускали ее еще и по причине раннего урока, то есть нулевого, начинавшегося в 8ч – было до школы далеко добираться. Так вот, иду я по школьному пустому коридору, размышляю о том о сем, а навстречу завуч. Расспросила она меня и говорит: «Да, учитель должен свои проблемы и свое настроение оставлять за порогом школы, нельзя его вносить в школу!» Сколько лет прошло, сколько умных мыслей осело в моей голове, а этот эпизод не забывается…
…костер окончательно догорел, остались одни угли, шипящие и весело перемигивающиеся между собой. Поворошил его, чтобы угли быстрее остыли – и пошел домой, в братский корпус.
А на душе осталось приятное послевкусие от прошедшего дня с поздравлениями от детей и теплых воспоминаний из своего школьного прошлого. Впрочем, как посмотреть – может это и не прошлое, раз оно во мне живет, согревает, помогает. Оно – это частички сердца, души всех учителей и наставников, встретившихся мне на моем жизненном пути. Это все живо! И вы во мне живете, дорогие мои учителя! Скорее всего, вы уже многие ушли в мир иной. Вечная вам память! А живущим – многая и благая лета!
С уважением и любовью, с земным поклоном перед моими учителями и наставниками, щедро вложившими в мою душу свою любовь, знания, а в итоге и опыт, грешный иеромонах Спиридон (Дуткович).
P.S. Продолжение следует. Совесть меня обличает, что не о всех вспомнил, не всем сказал доброе слово. Продолжение будет в форме путевых заметок.
Расскажите о нас! Поделитесь страницей: