Здравствуй, дорогой читатель!
Радуюсь очередной нашей встрече и возможности пообщаться нам. Последняя наша встреча была навеяна размышлениями «Кто ближний мой?»
На днях поздравлял с днем тезоименитства дорогого и близкого моему сердцу ученика 10 класса Д. (имя, по понятным причинам, не указываю). Пригласил в братский корпус, с духовником накрыли стол – и поздравили. Дети в Клещёвке быстро растут, особенно, если несут серьезную нагрузку и во всем стараются быть активными помощниками. Вот и Д. незаметно повзрослел, хотя видимся каждый день! Сидим, пьем чай, разговариваем о делах насущных, он рассказывает о командирстве. Слушаю и удивляюсь, насколько точные характеристики он дает ребятам и понимает цели и задачи воспитательной работы в отделении. «Смена подрастает»,-думаю про себя. «О будущем уже думал?» — спрашиваю его. «Да, меня уже ждут в Ивановской семинарии», — улыбается. Немного отвлекусь.
Дети в Клещёвке находятся в разных стартовых условиях (в зависимости от условий проживания дома), но в самой школе для них равные возможности себя проявить. Приближается День ученика школы. Немного об этом.
Этой традиции больше 10ти лет. Возникла она по благословению старца арх. Наума: «В воспитательной работе берите примеры от апостолов, учеников Спасителя.» В этом благословении ключевым оказалось слово «ученик», и наша задача была наполнить его новым смыслом и содержанием. Таким образом, поступить в школу, не значит полностью обладать всеми правами воспитанников нашей школы, надо еще заслужить право им называться, носить костюм, участвовать в Совете командиров школы, право быть церковником, алтарником, иподьяконом и прочее. Да, ты участвуешь в подготовке школьных праздников, ходишь на кружки и секции, но участвовать в соуправлении права не имеешь. Более того, если воспитанник год проучился, но так и не был принят в «ученики» школы, то может быть поставлен вопрос на Совете школы о его дальнейшем обучении. Может быть несколько жестко, но вся система работы построена на привлечении ребят к активному образу жизни. В итоге мы получаем цельную личность, готовую ко взрослой жизни православного христианина, приходящего на помощь ближним, с полной отдачей сил служащего Богу и своему Отечеству. Хотя «души высокие порывы», столкнулись с суровой жизненной реальностью. Когда нашего выпускника Д. забрали в армию и спросили: «Ты зачем пришел служить?» он честно ответил, как его учили в школе: «Родину защищать!» В итоге его отправили к психиатру, не поверили, что он искренне отвечал. А ушел он сам со 2го курса Московской семинарии. Стараюсь его поддерживать: «Тебе это в жизни пригодиться, в жизни встречаются самые разные люди.» Тем, кто прошел Клещёвку, ни семинария, ни армия не страшна – школа ко всему готовит!
Уже давно проверено – Добро возвращается! «Тяжело в учении, легко в бою!» В данном случае, если ты активен, если себя не жалеешь и везде участвуешь, во взрослой жизни тебе будет гораздо легче преодолевать трудности, легко будешь сходиться с людьми, взаимодействовать с начальством, будет карьерный рост, что немаловажно. Да, у тебя будет допнагрузка, ты будешь уставать, не высыпаться, но ты приобретешь уверенность, уважение, авторитет, у тебя будет много друзей.
Отвлекусь немного. Потрясающий по вкусу и по лечебным свойствам иван-чай. Уже два года мы не покупаем китайский. Сами собираем, сами готовим, сами пьем. Но в этом году, из-за эпидемии, собирал только М., ученик 10 класса. О нем. Решили рискнуть, дай, думаем, попробуем его вывести на доверие, все—таки ему летом уже 18 лет. Так у него жизнь сложилась, что перешел только в 10 класс. И Слава Богу! Оправдывает: чай собрал (30 кг готового продукта), сейчас несет послушание помощника воспитателя на отделении 3-4 классов. А раньше на этом же отделении был командиром. Живет в отдельной келлии, пользуется правами взрослого человека. Я думаю, будущее у школы за такими выпускниками. На отделении 8 – 11 классов также трудится выпускник школы П., в прошлом тоже командир. Сейчас настолько радостно трудиться в школе, что открываются новые горизонты для дальнейшего развития школы. Я присматриваюсь к ребятам, и ищу преемников.
«Все дружат со всеми!» — так говорю я родителям и гостям школы. «Я дружу со всеми,» — подтверждает Д., прихлёбывая ароматный чай с вафельным тортом. Я снова возвращаюсь к беседе с Д. «мне нравится, да!» — так он ответил на вопрос, трудно ли ему совмещать учебу, послушание старшего алтарника и командирство. «В 9 классе было сложнее: учеба, послушание, подготовка к ОГЭ. Надо было все успевать.. уставал, очень уставал…» «А как ты отдыхаешь?» — «В воскресенье после обеда сон 2 часа, потом футбол. На буднях встаю в 5 или в полшестого, ложусь в 22часа.» он уже по-другому не может. Рассказывая о командирстве, строит планы как заинтересовать ребят, какие мероприятия провести, как построить индивидуальную работу в отделении. Ловлю себя, что я как будто разговариваю со взрослым человеком. Но нагрузка все равно большая. Сама собой приходит мысль о привлечении большего количества командиров, а он уже будет ими руководить, научая и передавая опыт: «я еще привлеку 2-3 ребят и буду их учить и ими командовать, реже выходить на отделение, больше заниматься учебой.» «Бог в помощь!» — желаю я ему. А мне настолько радостно это слышать, настолько я благодарен Богу, Владыке Никону, благословившему изучить опыт А.С. Макаренко, и самому Макаренко, что начинаю задумываться о передаче этого опыта и другим. Прощаюсь с Д., желаю ему помощи Божией в трудах.
Вечером, после акафиста подходит ко мне Н., протягивает мятый, исписанный листок. «Что это?» — «Это прошение на церковника. Я люблю убираться!» другие церковники аж хмыкнули. Но у Н. так блестели глаза, что сомневаться в искренности желания было нельзя. Прошение было написано по всем правилам, подписи ответственных были собраны. «Так ты же регент!» — нахожу я последний аргумент. «Да я им и останусь.» у меня не осталось возражений, и я подписал листок.
14 октября в Великий праздник Покрова Божией Матери вечером были посиделки, которые готовили ид Н. и отделение 5-7 классов. Было очень интересно. Накануне было дано задание подготовить песню и спеть на посиделках. Так вот, отделение 5-7 классов спело песню на мотив современного шлягера, изменив текст. Песню посвятили школе. А потом еще раз ее спели, уже с 8 – 11 классами. Вообще, школе уже посвящено так много песен, что можно выпускать сборники. Потом были еще музыкальные конкурсы, традиционно ужин при свечах. Да, дети в Клещевке поют. Поют на службах, молебнах, уроках музыки и хоре, до и после трапезы. Радио нет, но песни звучат постоянно. Это счастье, дорогой читатель, когда дети поют.
Заканчивая размышления, хочу признаться в Любви, в Любви к своей родной школе, которая стала для меня воплощением мечты о семье. Я люблю тебя, Моя родная школа, я Люблю тебя, моя большая и дружная Клещёвская семья!!
До следующей встречи, дорогой читатель. Пусть наступившая неделя будет наполнена Любовью и заботами о ближнем.
Берегите себя!!!
С Любовью о Господе, грешный. иеромонах Спиридон.
Расскажите о нас, поделитесь страницей:
1 комментарий