Каждый учебный год проходит по привычному кругу, православные праздники, школьные традиционные праздники, дела и мероприятия. Можно сказать, что вся наша школьная семья живёт от праздника к празднику. Только прошли посиделки, начинаем готовиться к именинам, прошли именины, а за ними день ученика стучится в дверь, а там уже и Рождество Христово не за горами. Такой режим помогает поддерживать позитив во всём коллективе, ведь ожидание праздника — это всегда приятные хлопоты, продуктивно занять такое большое количество детей (в этом году у нас более 80 воспитанников), дать возможность каждому воспитаннику проявить свои способности и таланты. Но будни в Клещёвке иногда по эмоциональной окраске, радости и огромнейшей потери сил не отстают, а порой и обгоняют праздничные дни.
Каждый учебный год до конца ноября практически все новички проходят адаптационный период, но иногда для тех, кто в школе начинает всего второй учебный год, возвращение из дома тоже проходит непросто. После двух месяцев, проведённых дома, а там мало кому удаётся понуждать себя на зарядку, исполнение молитвенных правил, еженедельное посещение храма и при этом ещё нести послушание по дому, помогать ближним. Как правило всё это время, увы, родители служат своим детям, балуют, ублажают и потакают. Как же не хочется подростку отрываться от компьютера или телефона, покидать «такой комфорт» и возвращаться обратно в школу мужества, где нужно учиться терпеть, преодолевать, воздерживаться и при этом ещё и любить. Вот и начинаются «жаркие будни в Клещёвке».
Группа ребят подростков ропщут, звонят домой родителям и просят их забрать домой. Собираю их для разговора. Предлагаю им проговорить проблемы или в группе или индивидуально. Разговор начинает самый активный и недовольный. Выливаются обиды и недовольства, на события, которые произошли в прошлом учебном году (кто-то несправедливо поступил, кто-то не сдержал слово, и они не получили желаемое и т.д.- всё настолько незначительное, что не заслуживает того, чтобы эта информация хранилась в уме и сердце с прошлого года). Спрашиваю, а в этом учебном году по каким причинам вы просите вас отсюда забрать. Также ничего существенного — всё сводится к исполнению своих «я хочу». Объясняю, что сказать «нет» своим «хочу» — это и есть главная задача каждого православного человека – вести борьбу с самим собой на протяжении всей жизни. И если, когда тебе тяжело, ты не поддаёшься эмоциям и проявляешь терпение, так ты воспитываешь в себе мужество. Попросила, что, если нет серьёзных причин, не стоит, поддавшись сиюминутной слабости, звонить и огорчать родителей своим плохим настроением. Ваше настроение проходит через полчаса, а родители не спят ночами. В ответ услышала, а зачем вообще нужно было рожать детей, чтобы потом отдавать их в интернаты. Для себя понимаю: брань у ребят сильная, а вот желания, да и умения вести борьбу (хотя бы отсекать всё, что враг пытается всеять) нет. В душе только боль и обида на всех и вся. По причине наступления обеда необходимо прервать общение, но мы принимаем решение, что разговор стоит продолжить.
В это время прошу Бога вразумить меня как помочь мальчишкам. Закончился последний урок и через день мы собираемся в уютном читальном зале. Ребята заходят с желанием, думаю: «Слава Богу! Они настроены на разговор». Помолились. Предлагаю проанализировать прошлую беседу. Чётко назвали главные пункты: свои обиды и недовольства, при этом с азартом сообщали сплетни о других. Я про себя удивляюсь: похоже им нравится перемалывать кости ближним, вытаскивать весь негатив, а вот с выводом — проблемы. Предложила вспомнить притчу о мухе и пчеле, сказав, что каждый вправе сам выбирать, что ему важнее в жизни — позитивная или негативная информация. Попытались вместе разобраться в том, что есть люди, которые ошибаются, падают, потом просят прощения, приносят покаяние (которого, в отличие от поступков, никто не видит) и находят в себе силы встать и всё исправить. А есть те, кто только обсуждают ошибки и поступки других, при этом за собой ничего не замечают, и в себе ничего не исправляют. Вспомнили притчу о мытаре и фарисее, ребята признались, что всегда легче иметь рядом кого-то «хуже себя», тогда сам в своих глазах становишься более значимым, но согласились, что тогда происходит самоуспокоение и уже нет никакой работы над собой, ты занят осуждением другого. Предложила сделать вывод по итогам прошлого разговора, к какой категории людей каждый из ребят себя отнесёт. Сказать им было нечего, потому что практически никто не говорил о себе, а вспоминал ошибки других.
Продолжаем. Как же уврачевать боль и обиду на родителей за то, что ребята оказались в нашей школе? Разговор должен быть откровенным, поэтому начинаю рассказывать про себя. Как я, будучи, как и все подростки максималисткой, дерзко сказала своей маме, что мои дети, как я, ни за что расти без отца не будут. Но вот я родила троих сыновей и мои дети остались без отца. И все мои мечты о том, как и каких я воспитаю своих детей, рухнули в одночасье. Мальчишки подрастали, я понимала, что не могу научить их стать настоящими мужчинами – вот и помог Господь, направив наши стопы в Николо-Шартомский монастырь. Конечно, пришлось ответить на все вопросы, а что произошло с моей семьёй, а хотели ли в школу мои дети и многое другое. После этого объясняю, что ваши мамы, как и я видят и понимают, что вы вырастаете «маменькиными сынками», а именно это будет причиной ваших жизненных несчастий, неудач и разочарований. В принципе, что сейчас и происходит с вами в нашей школе – вам тяжело, трудно, вы обидчивы, не желаете признавать свою вину и нести ответственность. А это не мужское поведение. Уже живость в разговоре уменьшилась, попритихли, стали чуть вдумчивей. А вот ваши мамы, как раз-таки, и проявляют мужество. Они наступили на своё сердце, на своё желание видеть свое дитя каждый день, ради вашего счастливого будущего, и каждый раз при вашем звонке несут вашу немощь и покрывают любовью.
И в конце выдаю каждому по листку бумаги и даю следующее задание: «Представьте, что вам лет 30 и у вас есть сын…» Один из активно бунтующих ещё юморит: «Я не могу справиться с заданием, у меня дочка». Поддерживаю юмор: «Ты упорный и многодетный папа, после двух девочек у тебя всё-таки появился наследник. Девочками занимается мама, а вот из мальчика воспитать мужчину нужно тебе. Продолжаем. Итак, напишите, пожалуйста, какие качества вы будете развивать у своего сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?» Одни быстро начинают писать, другие затрудняются, звучит реплика: «Так я не понял, как я сам, не став мужчиной, смогу понять, что нужно развивать, чтобы им стать». Отлично, что вывод озвучила не я, а путём выполнения задания они сами это поняли. Мне осталось только воскликнуть: «Молодец! Значит, чтобы вы могли помочь своим детям, от вас требуется сначала воспитать мужество в самих себе. Вторая часть задания, после того как вы написали какие качества вы будете развивать в своем ребёнке, напишите, а как вы это будете делать, каким путём?» Такого я даже не ожидала. Из семи человек двое написали будут учить ремеслу и учить вместе уроки, двое, что не знают, один, что ему поможет церковь и духовник. А двое самых «ярых» выступающих написали и озвучили вслух, что отдадут в нашу школу. Я предположила, что им будет трудно, они будут жаловаться и проситься домой. На что услышала ответ: «Пусть терпит, ведь я же терпел, надо мужиком расти». Все смеются… Я предложила на все обиды ребят и перед тем, как им звонить домой вспоминать наш разговор и говорить эту фразу самим себе. Тема для разговора была исчерпана. Ребята, шутя, стали собираться. А одному из «лидеров», который собрался сына отдать в нашу школу, ребята говорят: «А ты проиграл, тебя сделали!». Делаю вывод: «Дорогие мои мальчишки, мы все с вами сегодня выиграли. Враг обличён, между нами, вами и вашими родителями нет обид, в душе мир и слава Богу, что Он всех нас собрал в этой школе мужества. Давайте наш разговор закончим молитвой».
Мальчишки расходятся, на какое-то время напряжение снято, им стало легче. Понимаю, что ещё нужна индивидуальная работа с каждым лично. Слава Богу , в нашей школе есть возможность ежедневно приходить на исповедь, трижды в неделю проходят Литургии. Отцы наставники ведут невидимый бой за души каждого всей нашей Клещёвской семьи. Вот так у нас от первоклассника до директора школы каждый на своём месте ведёт свой бой. И нам нужна одна победа, одна на всех — и за всех!
С любовью о Господе заместитель директора по ВР
Бирюкова О.В.
Фото: «Моменты клещёвской жизни» — автор Александр Завьялов, ученик 8 кл.
Расскажите о нас! Поделитесь страницей: