Группа воспитанников школы-интерната при Николо-Шартомском мужском монастыре посетила мастерскую «Шуйский иконостас». Ребята ознакомились с процессом создания икон и иконостасов.
Мастерская «Шуйский иконостас» — старейшая в городе. Ей четверть века. Ее основал и все эти годы руководит художник Леонид Шипин. Он-то и провел экскурсию для воспитанников школы.
Шуя – старинный иконописный центр. Не все знают, что история иконописания в Шуе древнее, чем в Палехе. Чудотворная икона Шуйской Смоленской Божьей Матери, написанная нашим земляком Герасимом Тихоновым в XVII веке, известна по всей России. При советской власти иконописцы, как известно, исчезли. Кто-то стал писать плакаты для наглядной агитации.
Готовился писать плакаты да первомайские лозунги и Леонид Шипин. Но однажды, словно кто-то свыше, позвал его в Дуниловский монастырь, где художник взялся за реставрацию икон. И вот уже четверть века Леонид Вадимович пишет святые лики, создает иконостасы. Он сплотил вокруг себя многих увлеченных людей. Азы иконописи и резьбы иконостасов постигали сами, сами дошли до вершин мастерства.
Сегодня плоды труда работников мастерской «Шуйский иконостас» по достоинству оценены во многих уголках России. Шуяне создали иконостасы для храмов Москвы, Рыбинска, Самары, Читы, Ижевска, Якутии, многих других городов и местечек страны.
— Технология иконописания и резьбы сохранилась с доисторических времен, — подчеркнул в для юных экскурсантов Леонид Шипин. — Левкас, темперные краски на яичном желтке, сусальное золото – они такие же как и на древних египетских саркофагах.
В прочем, прогресс дает о себе знать. Архитектуру иконостасов сегодня создают на компьютере, чертежи – печатают на принтере. И даже резчика в некоторых случаях может заменить станок с числовым программным управлением. Последний особо заинтересовал ребят. Они долго вникали в секреты работы умной машины.
С интересом разглядывали воспитанники школы-интерната, размещенную в стенах мастерской экспозицию авторских работ Леонида Шипина, пытались понять, что же это за стиль.
— А нет никакого стиля. Одна картина тяготеет к авангарду, другая – к импрессионистам, третья – просто полет фантазии, — поясняет художник.
И все же в его работах в его работах многое от прошлых веков: иконописная пластика и внутреннее спокойствие, символизм, не требующий обязательного разгадывания.
У одного из стендов, уже на выходе из мастерской «Шуйский иконостас», ребята задержались на долго. Столь необычными и интересными оказались представленные на нем вещи: древние изделия, времен Руси изначальной, из кованного железа. Неожиданно было увидеть их в царстве дерева и красок. Но оказалось – это хобби Леонида Шипина. Он с удовольствием демонстрировал ребятам железные предметы из бытового обихода наших далеких предков. Заставлял отгадывать – для чего они служили. Ох, какие трудные, но очень интересные эти загадки. Ведь никто из экскурсантов прежде не видел, к примеру, кресало или безмен.
Полные впечатлений ребята возвращались в Клещёвку с мыслью посетить и другие мастерские, а их в Шуе и районе сегодня добрых два десятка, больше узнать о том, как рождаются иконы и иконостасы.
Андрей Князев.
Фото Иван Гласов
Расскажите о нас! Поделитесь страницей: