Прочитав статью нашего исполнительного директора и/м Спиридона, захотелось продолжить разговор на тему наших ближних, тем более, что на эту тему я готовила своё выступление на общешкольное родительское собрание.
В нашу школу приходят мальчишки от 7 до 16 лет из самых различных семей, в каждой из которых свои правила, устои и традиции. В своих семьях они уже получили пример и опыт семейных взаимоотношений. На их глазах происходят картины семейных радостей и успехов, трудностей и горестей. Но вот на семейном совете принято решение – ребёнок будет обучаться в школе-интернате. При оформлении документов почти все родители в графе «Причины поступления в школу» пишут – дать православное воспитание, оградить от дурного влияния. Одним из главных критериев для поступления в нашу школу является желание ребёнка здесь остаться и обучаться. Позади собеседования на приёмной комиссии, у одних ребят горят глаза «быстрей бы в школу», у других глаза на мокром месте: «А вдруг меня не возьмут?», а кто-то по привычке прижимается к маме и не решается её отпустить. Результаты озвучены, и руководство школы поздравляет ребят и их родителей с приходом в новую семью.
В нашей большой школьной семье так же есть свои правила и традиции, но основой являются заповеди Божии. В школе всё направлено на служение Богу и ближним – это и есть основа православного воспитания, ради чего родители и привели своих чад в нашу школу.
Но вот начинаются будни в новой большой семье. По-разному проходят эти испытания, как дети, так и сами родители. Потому как новые воспитанники пытаются выстроить свои взаимоотношения в коллективе, ты невольно приходишь к выводу, что у каждого своё понимание православного воспитания, и своё представление о том, что такое семья.
Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны.
Самое первое, что бросается в глаза — у детей нет слова «МЫ», а есть только «Я», нет понимания «НАДО», а есть только «ХОЧУ» или «НЕ ХОЧУ». Я ещё несколько лет назад на собрании говорила, что причина такого эгоизма у детей — это «слепая» любовь родителей, их желание оградить ребёнка от трудностей и всегда ему угождать. Тогда бы на примере родителей дети тоже старались оградить своих родителей от огорчений и угождать им. Но, на деле этого не происходит. Увы, я ошибалась. И уже, спустя года три, я понимала, что причина такого эгоизма во взаимоотношениях в семьях, где росли наши дети, именно там нет «МЫ», а у каждого есть своё «Я». Это там ребёнок слышал «Я устала», «Я так больше не могу…», «Я в твоём возрасте…», «Я лучше знаю…», «Я тебе ничего не должен и не обязан…» и т.д. Вот оно откуда это «Я». Родители привыкли говорить о себе, о своих чувствах. Да, они заботятся о своих детях — одежда, питание, образование, но, говорят ли родители со своими детьми, знают ли их мысли и чувства? В период адаптации у нас в школе с каждым новым воспитанником беседует каждый воспитатель, социальный работник, психолог. Так вот многие ребята говорят, что с ними никогда и никто так не разговаривал.
По духовным законам чтобы что-то насадить в душе любого человека надо сначала подготовить почву – прополоть привычки, вырвать страсти, разрыхлить лень и себялюбие. А что бы их побороть — их нужно в себе увидеть и признать. Вот первый камень, о который мы упираемся в нашей работе. Ребёнок быстрее соглашается со своими проблемами, чем их признают родители, как правило ответ однозначный «Дома этого не было, этому он у вас в школе научился», или «Это у него от другого рода, всё от отца, вы знаете там такая бабка была…».Именно так и происходит во многих семьях, когда надо признать свою вину, попросить прощения и исправиться многие стараются обвинить других. Вопрос кого других? Своих ближних? Родителей, детей, супругов?
Что же происходит? В тот момент, когда родителю надо встать в один строй для борьбы за душу своих чад, они этого не делают. Дети любят своих родителей, и эта любовь является движущей силой в борьбе с самим собой, им хочется порадовать родителей своими успехами. Но, любовь родителей может дать им силы подниматься после падений и идти этим путём победителей.
Конечно, как в любой семье, тем более в такое большой, как наша школа, бывают конфликты и проблемные ситуации. Каждый родитель ищет справедливости, с нетерпением ждёт, чтобы нашли виновного и наказали. Да, разбираемся, разъясняем и порой приходиться привлекать к ответу. Но когда при этом предлагаешь, сходить с ребёнком в храм помолится о том человеке, с кем у него натянутые отношения или конфликтная ситуация, сделать за него поклон, поставить свечку о здравии чтобы Господь помог уладить ситуацию не по страсти, а по любви. Не многие могут совершить такой подвиг, подать пример своим чадам всепрощения и любви. Но когда стороной обидчика является их ребёнок, тогда родители от других не только ждут, а порой и требуют этого всепрощения, понимания и любви.
Вернёмся к теме о «ближних». Осмелюсь сделать вывод, что именно так и происходит в семье, когда кто-то ошибся, не прав, оступился или пал, то «подлежит суду и спустить с него три шкуры». Что наблюдают и слышат в этот момент наши дети – все обиды родителей друг на друга, за считанные минуты ребёнок может узнать о своём родителе или о бабушке с дедушкой чего он и в страшном сне не мог предположить. Разрушены все авторитеты, сломаны все детские представления о счастливой семье, потерян мир. Как в такой обстановке ребёнку научиться любить ближних и прощать, быть искренним и иметь надежду что тебя поймут, простят и помогут.
Ещё более усугубляются эти проблемы в семьях, где происходит развод родителей. Сколько через нашу школу проходит детей из таких семей, надломленных, закрытых, а порой настолько жестокосердных, что много нужно положить сил, чтобы в этот «камень» — детское сердечко пробился лучик надежды и отразился улыбкой на детском лице. Матери, а в последнее время и отцы, на чьи плечи легло бремя воспитания детей, из-за обиды и собственной беспомощности в присутствии детей выливают такую «помойку» на свою второю половину. Запрещают общаться, ставят ребёнка в такое положение, что он должен пренебрегать одного из родителей. Получается, родители сами подталкивают своего ребёнка к нарушению пятой заповеди, а тем отнимают у него здоровье и право быть счастливым. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».
Как больно смотреть на страдание мальчишки, особенно подростка или уже юноши, когда он рад, что отец о нём вспомнил, приехал (ведь у него столько всего накопилось в душе, что не всегда расскажешь маме, ему так нужен мужской разговор по душам), но… Есть мама, которую он тоже любит и не хочет огорчать тем, что будет общаться с отцом, тогда мать назовёт его «предателем». Неужели нужно выбирать, кого предавать? Перед каким выбором мы, родители, ставим своих детей, какую боль заставляем их испытывать.
Вот фразы наших детей, в чьих семьях произошёл развод или часто происходят раздоры:
«Наверное, я был лишним ребёнком в семье, и это переполнило чашу терпения моих родителей…»
«Если мой папа такой плохой, то почему мама его полюбила…»
«Папа говорит, что моя мама дрянь, так как она нас бросила, но она же дала мене жизнь…»
«Папа мне говорит бей всех, и никого не жалей, жизнь никого не жалеет…»
«Меня совсем не радуют подарки, так как для того, чтобы мне их купить мама ругается с бабушкой и забирает у неё деньги…Мне очень жалко бабушку».
«Если бы мама с папой ходили в храм и обвенчались, Господь бы их никогда не разлучил…»
«Хорошо, что есть помянник, там все мои родные дружат, даже те, которые умерли…»
А ведь можно было всё простить и покрыть любовью ради счастья своих детей, чтобы не допустить таких душевных терзаний и страданий. Никому не ведомы пути Господни и его промысел о каждом из нас. Может этот близкий нам человек, который сейчас оступился или даже опустился, в конце пути принесёт покаяние и спасётся, а может ещё и нам и детям подаст руку помощи. Ведь тот, кто был в беде знает, как важна эта рука ближнего.
Дорогие родители, давайте вместе учить наших детей любить, прощать и служить ближним.
С любовью о Господе
заместитель директора по воспитательной работе
Бирюкова О.В.
Расскажите о нас, поделитесь страницей: